Аннотация дисциплины - страница 3

РАЗДЕЛ 1. Графическое оформление чертежей
1.Стандарты

2.Определение и назначение ЕСКД

3.Форматы

4. Основная надпись чертежа

5.Линии

6.Шрифты чертежные

7.Масштабы. Нанесение размеров.

8.Графическое изображение материалов в сечениях

РАЗДЕЛ 2. Основы начертательной геометрии
1. Проецирование точки и прямой линии

а) проецирование точки на две и три плоскости проекций;

б) проекции прямой линии; взаимное положение прямых.

2. Проецирование плоских фигур.

а) способы задания плоскости;

б) плоскости частного положения;

в) взаимное положение плоскостей , прямой линии и плоскости.

3. Способы преобразования проекций.

а) способ плоскопараллельного перемещения;

б) способ вращения вокруг осей, параллельных, перпендикулярных плоскостям проекций;

в) способ совмещения;

г) способ перемены плоскостей проекций.

4.Аксонометрические проекции.

а) прямоугольные аксонометрические проекции; коэффициенты искажения и углы между осями;

б) прямоугольная изометрия;

в) прямоугольная диметрия;

г) косоугольная фронтальная диметрия.

5.Проекции геометрических тел.

а) проекции призм, пирамид, цилиндров, конусов, сферы.

6.Пересечение геометрических тел плоскостями и развертки их поверхностей.

а) сечение призмы плоскостью;

б) сечение пирамиды плоскостью;

в) сечение цилиндра плоскостью;

г) сечение конуса плоскостью;

д) сечение сферы плоскостью.

7.Кривые линии и поверхности:

а) плоскости и пространственные кривые линии;

б) винтовые линии – цилиндрические и конические;

в) общие сведения о кривых поверхностях, образование поверхности;

г) линейчатые и нелинейчатые поверхности.

8.Взаимное пересечение геометрических тел:

а) общие правила построения линии пересечения поверхностей;

б) взаимное пересечение поверхностей многогранников;

в) взаимное пересечение поверхностей вращения;

г) теорема Монжа (особые случаи пересечения одной поверхности другой);

д) построение линии пересечения поверхностей способом вспомогательных сфер.

9.Развертки поверхностей:

а) общие приемы развертывания граненых поверхностей (призмы и пирамиды); способ раскатки; способ нормального сечения;

б) развертывание цилиндрических и конических поверхностей;

г) условное развертывание сферической поверхности.


^ РАЗДЕЛ 3. Машиностроительное черчение

1. Чертеж – как документ ЕСКД;

а) виды изделий;

б) виды конструкторских документов.

2. Изображения на чертежах:

а) виды;

б) разрезы;

г) сечения;

д) условности и упрощения.

3. Виды резьбы и их обозначения:

а) образование резьбы;

б) разновидности резьбы;

в) изображение и обозначение резьбы;

г) крепежные изделия.

4. Разъемные соединения:

а)соединение деталей болтом;

б) соединение деталей шпилькой;

в) соединение деталей винтом;

г) трубное соединение;

д) соединение деталей шпонками.

5. Неразъемные соединения

а) соединение сваркой;

б) основные способы сварки;

в) обозначение на чертежах стандартных сварных швов;

г) сборочный чертеж сварного соединения.

Чертежи и эскизы деталей:

а) этапы эскизирования;

б) основные требования к чертежу детали;

в) чертеж детали, изготовленной на металлорежущих станках (вал);

г) чертеж детали, изготовленной литьем.

Чертеж общего вида и сборочный чертеж:

а) особенности оформления сборочного чертежа;

б) условности и упрощения на сборочных чертежах;

в) изображение пружин;

г) спецификация.

Чтение чертежей сборочных единиц:

Чтение и деталирование чертежей.


В результате изучения дисциплины студент бакалавриата должен:

знать: усвоить теоретические основы построения изображений точек, прямых, плоскостей и отдельных видов пространственных линий и поверхностей на плоскости; знать структуру стандартов ЕСКД и уметь пользоваться изученными стандартами системы

уметь: определять геометрические формы простых деталей по их изображениям и уметь выполнять эти изображения с натуры и по чертежу изделия или его элементов; наносить размеры на рабочих чертежах и эскизах деталей и сборочных единиц; читать чертежи технических устройств, состоящих из 10-15 простых деталей, а также выполнять эти чертежи с учетом требований стандартов

владеть: способами построения изображений простых предметов и относящиеся к ним условности


Виды учебной работы: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа


Изучение дисциплины заканчивается зачетом


Аннотация дисциплины
Метрология, стандартизация, сертификация


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет ^ 2 зачетных единицы (72 часа).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является ознакомление с основами метрологии, стандартизации и сертификации


Задачей изучения дисциплины является:

Изучить нормирование точности в машиностроении, принципы построения единой системы допусков и посадок, допуски и посадки типовых сопряжений деталей машин, методы и способы технических измерений в машиностроении, основные положения стандартизации и сертификации.


Основные дидактические единицы (разделы):

Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Теоретические основы метрологии. Основные понятия о качестве . Качество изделий машиностроения. Точность, как один из труднодостижимых показателей качества. Роль метрологии и технических измерений в оценке точности контролируемых изделий. Международная система единиц. Эталоны единиц физических величин.

Тема 2. Основные понятия, связанные с объектами и средствами измерений. Классификация средств и методов измерений. Метрологические показатели средств измерений. Погрешности измерений и выбор измерительных средств. Контроль гладких цилиндрических соединений, линейных и угловых размеров.

Тема 3. Понятия многократного измерения и метрологического обеспечения. Обработка результатов измерения. Методы и средства измерения различных величин: отклонений формы и расположения поверхностей, шероховатости, параметров тока, метрической резьбы. Расчет измерительных цепей средств измерений.

^ Тема 4. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии.

Структура и функции метрологической службы. Государственный метрологический контроль за средствами измерений. Государственный метрологический надзор.

Тема 5. Правовые основы и научная база стандартизации. Сущность и содержание стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов .Применение нормативных документов и характер их требований.

^ Тема 6. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов.

Тема 7. Основные цели, объекты, схемы и системы сертификации. Основные термины и понятия. Закон « О защите прав потребителей и сертификация». Закон « О сертификации продукции и услуг».

Тема 8. Обязательная и добровольная сертификация. Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ. Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники.

Тема 9. Правила и порядок проведения сертификации. Основные этапы сертификации продукции. Взаимодействие испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции. Отбор образцов продукции для сертификации. Основные правила проведения сертификационных испытаний. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию.


В результате изучения дисциплины студент бакалавриата должен:

знать: виды стандартов, методику разработки стандартов, категории стандартов и т.д.;

назначение и виды сертификации, правовые основы сертификации, порядок получения и органы сертификации;

методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

перспективы технического развития в области управления качеством, контроля и измерения;

принципы работы, технические, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств измерения;

технологию проектирования, производства и эксплуатации изделий и средств технологического оснащения;

методы исследования, правила и условия выполнения работ;

основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям, средствам технологического и метрологического оснащения;

достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения;

основы трудового законодательства и гражданского права;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты


уметь: рационально выбирать необходимый вид технического средства измерения;

формулировать предложения по совершенствованию и использованию методов измерения и контроля;

решать задачи в области проектно-конструкторской деятельности, производственно-технологической деятельности, научно-исследовательской деятельности, в частях касающихся обеспечения качества и контроля разрабатываемых конструкций или объектов научных исследований.


владеть: возможностью самостоятельно принимать решения: в области методов и средств контроля в части проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской деятельности


Виды учебной работы: ^ Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа


Изучение дисциплины заканчивается зачетом


Аннотация дисциплины
Материаловедение


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет ^ 2 зачетные единицы (72 часа).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является изучение состава, структуры и свойств конструкционных материалов и основ производства и технологической обработки металлов, пластмасс, резин и материалов композиционного типа


Задачей изучения дисциплины является: освоение основ фазовых состояний конструкционных материалов


Основные дидактические единицы (разделы):

^ Кристаллическое строение металлов. Атомно-кристаллическая структура металлов. Диффузионные процессы в металле.

Формирование структуры металла при кристаллизации. Первичная кристаллизация металлов. Образование зародышевых центров. Строение металлического слитка. Полиморфные превращения.

^ Фазы в металлических сплавах. Твердые растворы. Химические соединения. Гетерогенные структуры.

Формирование структуры сплавов при кристаллизации. Процесс кристаллизации сплава. Диаграмма состояния сплавов, образующих не ограниченные твердые растворы, ограниченные твердые растворы и химические соединения.

^ Упругая и пластическая деформация. Механические свойства металлов.

Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Возврат. Рекристаллизация. Холодные и горячие деформации.

Конструкционные стали и сплавы. Углеродистые конструкционные стали. Легирующие элементы в конструкционных сталях. Конструкционные низко легированные стали. Конструкционные машиностроительные легированные стали. Мартенситностареющие высокопрочные стали. Коррозионно-стойкие нержавеющие стали и сплавы.

^ Инструментальные сплавы и твердые стали. Стали для режущего инструмента. Твердые сплавы.

Стали и сплавы с особыми физическими свойствами. Магнитные стали и сплавы. Стали и сплавы с высоким электросопротивлением. Стали с упругими свойствами.

^ Серый и белый чугун. Ковкий чугун.

Цветные металлы. Алюминий и сплавы на его основе. Магний и его сплавы. Медь и сплавы на его основе.

Электротехнические материалы. Состав, классификация пластмасс. Общие сведения, состав и классификация резин.

Технология конструкционных материалов. Теоретические и технические основы производства материалов. Фазовые превращения в сплавах железа. Рост зерен аустенита при нагреве. Перлийное превращение. Мартенситное превращение. Термическое и деформационное старение углеродистой стали.

^ Технологии термической обработки стали. Отжиг первого рода. Отжиг второго рода. Закалка. Отпуск. Термо-механическая обработка.

Химикотермическая обработка стали. Цементация. Азотирование. Диффузная металлизация.

^ Основы металлургического производства.

Основы порошковой металлургии. Напыления материалов. Производство не разъемных соединений склеиванием. Изготовление полуфабрикатов и деталей из композиционных и полиморфных материалов. Физико-химические основы резания. Электрофизические и электротехнические методы обработки поверхностных заготовок.


В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:

знать: основные фазовые состояния материалов композиционного типа, превращении в них и методы обработки

уметь: применять методы фазовых диаграмм к изучению твердотельных состояний

владеть: теоретическими основами классификации материалов композиционного типа


Виды учебной работы: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа


Изучение дисциплины заканчивается зачетом


^ Аннотация дисциплины
Физика твердого тела


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование базовых знаний в области физики конденсированного состояния вещества


Задачей изучения дисциплины является: освоение методов описания и экспериментальных исследований твердых тел на микро- и макроскопическом уровнях


Основные дидактические единицы (разделы):

^ Структура и симметрия кристаллов. Принципы строения конденсированных систем, ближний и дальний порядок, функция радиального распределения частиц, пространственная когерентность. Трансляции. Элементарная ячейка и базис. Точечная и пространственная симметрия. Предельные группы симметрии. Типы пространственных решеток. Принципы плотной и валентной упаковок. Индексы Миллера. Обратная решетка и межплоскостные расстояния. Зоны Бриллюэна.

^ Методы исследования кристаллической структуры. Методы структурных исследований: электронная микроскопия, туннельный и атомно-силовой микроскопы, дифракционные методы. Закон дифракции Брэгга-Вульфа. Нейтронография. Экспериментальные дифракционные методы рентгеноструктурного анализа. Условие дифракции и обратная решетка. Построение Эвальда. Уравнения дифракции Лауэ. Амплитуда рассеянной (дифрагированной) волны рентгеновского излучения. Электронная плотность. Структурный фактор базиса и атомный фактор рассеяния. Законы погасания.

^ Типы связей в кристаллах. Основные условия образования кристаллов. Энергия химической связи. Кристаллы инертных газов. Происхождение сил Ван-дер-Ваальса – Лондона. Природа сил отталкивания. Принцип Паули. Потенциал Ленарда-Джонса. Ионные кристаллы. Энергия Маделунга. Метод ячеек Эвьена. Метод Эвальда. Объемный модуль упругости кубических кристаллов. Энергия связи ковалентного кристалла. Полиморфизм. Степень ионности связи в кристаллах бинарных соединений. Металлическая связь и ее особенности. Энергия связи металлов. Кристаллохимические атомные и ионные радиусы. Кристаллы с водородными связями. Природа водородной связи и ее особенности.

^ Фононы и колебания решетки. Квантование энергии колебаний атомов решетки. Квазиимпульс. Законы сохранения энергии и импульса. Квазиупругая сила. Силовые постоянные. Колебания одномерной цепочки. Цепочка с базисом. Колебания трехмерного кристалла в гармоническом приближении. Динамическая матрица. Квантование энергии колебаний атомов решетки. Квазиимпульс. Законы сохранения энергии и импульса. Локальные фононные колебания в кристалле с примесями.

^ Упругие свойства кристаллов. Определение тензора деформаций. Тензор механических напряжений, его внутренняя симметрия. Закон Гука для анизотропной сплошной среды. Постоянные упругой податливости и упругой жесткости. Энергия упругой деформации. Тензор упругих модулей для кубического кристалла. Объемный модуль упругости и упругие постоянные кубического кристалла. Уравнение движения упругой анизотропной сплошной среды. Типы упругих волн и закон дисперсии фононов в континуальном приближении. Экспериментальное определение упругих постоянных. Расчет упругих постоянных кубического кристалла в приближении Борна-Кармана: сравнение с экспериментом и ограниченность модели.

^ Теплоемкость диэлектрических кристаллов. Температурная зависимость теплоемкости твердых тел. Закон Дюлонга-Пти. Функция распределения Планка для фононов. Модель Эйнштейна теплоемкости твердых тел. Плотность мод. Циклические граничные условия Борна-Кармана. Приближение Дебая и теория теплоемкости твердых тел. Температура Дебая. Ангармонизм колебаний решетки, тепловое расширение и теплопроводность твердых тел.

^ Свойства диэлектриков. Уравнения Максвелла для описания свойств диэлектриков. Макроскопическое электрическое поле. Поляризация. Диэлектрическая восприимчивость. Диэлектрическая проницаемость. Локальное поле. Поле Лорентца. Механизмы поляризации в кристаллах с различными типами химических связей. Уравнение Клаузиуса-Мосотти-Лорентца. Электронная поляризуемость. Взаимодействие электромагнитных волн с ионными кристаллами в инфракрасной области спектра. Поперечные и продольные оптические фононы. Поляритоны. Ионная поляризуемость. Соотношение Лиддена-Сакса-Теллера. Ориентационная дипольная поляризуемость. Диэлектрическая релаксация. Уравнение Дебая. Комплексная диэлектрическая проницаемость. Тангенс диэлектрических потерь. Диэлектрические потери при различных типах поляризации.

^ Сегнето-, пиро- и пьезоэлектрики. Электрострикция.


В результате изучения дисциплины студент бакалавриата должен:

знать: физические закономерности и методы описания структуры, симметрии и свойств кристаллов

уметь: применять современные теоретические и экспериментальные методы для исследований твердых тел

владеть: математическим аппаратом, основными физическими представлениями описания свойств твердых тел


Виды учебной работы: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа


Изучение дисциплины заканчивается экзаменом


^ Аннотация дисциплины
Автоматизация физического эксперимента


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).


^ Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является:

ознакомление студентов с основами архитектуры ЭВМ, применяемых для управления экспериментальными установками, устройством и принципами работы наиболее распространенного интерфейсного оборудования, алгоритмами управления экспериментом и оперативной обработки экспериментальных данных, с принципами организации прикладного программного обеспечения и реализации основных алгоритмов оперативной обработки результатов эксперимента, выработать навыки их практического применения при управлении отдельными интерфейсными модулями и работе на управляемых ЭВМ экспериментальных установках.


Задачей изучения дисциплины является:^ Освоение современных методов цифровой обработки сигналов в физическом эксперимент��


Основные дидактические единицы (разделы):

Принципы и средства автоматизации физического эксперимента.

Предпосылки применения компьютеров в экспериментальной физике.

Области применения автоматизированных систем в экспериментальной физике.

Блок-схемы связи ЭВМ с экспериментальными установками.

Аппаратное обеспечение автоматизации эксперимента.

Архитектура ЭВМ. Представление данных в ЭВМ, организация памяти, команды процессора.

Особенности архитектуры IBM-совместимых компьютеров. Организация оперативной памяти, обработка прерываний, организация ввода-вывода.

Модульные системы сопряжения ЭВМ и экспериментальных установок.

^ Система КАМАК.

Основные структуры системы, виды модулей КАМАК, организация горизонтальной магистрали (шины КАМАК), организация экспериментальной установки, управление крейтом КАМАК от IBM PC.

Система PXI.

Система VXI.

Программное обеспечение автоматизации эксперимента.

Требования к программному обеспечению управления и обработки данных эксперимента.

Операционные системы автоматизированных установок. Алгоритмы оперативной обработки данных.



В результате изучения дисциплины студент бакалавриата должен:

знать: принципы, средства, аппаратное обеспечение автоматизации физического эксперимента

уметь: осуществлять цифровое сопряжение экспериментальных устройств и выполнять цифровую обработку экспериментальных данных

владеть: современными методами, применяемыми при автоматизации эксперимента


Виды учебной работы: лекционные, практические занятия, самостоятельная работа


Изучение дисциплины заканчивается зачетом


9515850785547861.html
9515975607958017.html
9516017007350257.html
9516085363540157.html
9516154154020637.html